Встреча кинодеятелей была полна острых дискуссий, бурных дискуссий и конструктивных предложений. В собрании приняли роль: директор НА «Узбеккино» Джахонгир Касымов, актер, народный артист РУз, директор театра музыкальной драмы и комедии имени Мукимий Мурад Раджабов, искусствовед, академик, директор интернационального кинофорума «Золотой гепард» Акбар Хакимов, председатель Попечительского совета Фонда Форума Гульнара Каримова, также, режиссеры, продюсеры, сценаристы, операторы, актеры и остальные представители российского мира кино.
Роль в этом собрании, посвященном дилеммам узбекского синематографа, Фонда Форума и лично Гульнары Каримовой обосновано сначала тем, что в ближайшее время в Фонд Форум и Форум социально-ответственных людей Узбекистана поступило огромное количество обращений от режиссеров, актеров, продюсеров, кинооператоров, представителей личных студий. «Каждый творческий человек, - отметила Гульнара, - занят лишь своим делом, и все разрознены в силу собственного нрава. Изредка выходит собраться совместно, ну и, в принципе, на это не настроены. Не настроены на коллективное объединение. Но для того, чтоб выйти из определенного кризиса, стагнации, необходимо слиться, как принято в продвинутых странах, вкупе обсудить и хотя бы осознать делему».
Не тайна, что современные узбекские киноленты, в особенности те, которые ориентированы на кассовые сборы, так именуемый, коммерческий синематограф, активно подвергаются критике со стороны как экспертов, так и зрителей.
Каким обязано быть узбекское кино? Обязано ли оно быть лишь суровым, основанным на государственных идеях либо все таки быть может легким и веселительным? Гульнара Каримова и почти все из участников собрания отметили: самое принципиальное - чтоб кино было различным. Зритель время от времени утомляется от суровых, иногда катастрофических историй, ему охото просто отдохнуть, похохотать над веселой комедией, соответственно, легкие, развлекательные киноленты должны быть, да и они должны быть высококачественными и соответствовать предъявляемым к кино требованиям. Необходимы и суровые киноленты, прививающие общечеловеческие и национальные ценности. Но все это не обязано навязываться зрителю. Необходимо донести эти мысли так, чтоб зритель сумел сам прочуять и осознать смысл и идею кинофильма.
Гульнара Каримова призналась, что глядит все узбекские киноленты, в особенности опосля того, как выступила инициатором большого ташкентского интернационального кинофорума: «В силу собственной ответственности за “Золотой Гепард”, я смотрю все киноленты - нехорошие, отличные… Я вообщем считаю, что нет нехороших и добротных кинофильмов, есть киноленты с некий составляющей, а есть киноленты, не имеющие никакого смысла».
Выделила Гульнара и индивидуальности начинающих деятелей кино: «Мне чрезвычайно нравится амбициозность почти всех юных творческих людей, они прямо так молвят: “Я непременно сделаю суперфильм, непременно Оскара выиграю”, но при всем этом: “…этого кинофильма я не знаю,…этого не смотрел,…эту классику узбекскую, в принципе, кое-где слышал”. Они желают снять супер-шедевр, не зная того, с что все начиналось. Не надо изобретать новое колесо, оно уже есть и едет издавна без вас, необходимо его лишь догнать, поглядеть, разобрать и снова собрать».
Нежелание юных не лишь юных создателей вникать в детали киноиндустрии, учить историю приводит к тому, что появляются исторические и фактические ошибки в фильмах, недоделки в этнографических деталях, в описании одежды, быта того либо другого региона Узбекистана.
«Мы начинаем так эксплуатировать национальную тему, что позже возникают киноленты, где, к примеру, в горах мы лицезреем героиню с уложенными волосами и как как будто “отглаженную” в неплохой химчистке, - отметила Гульнара Каримова. - У меня к режиссеру и стилисту сходу возникает вопросец: “Как смогли в горах такое умудриться? Как могли взять копию, где изготовлены такие ошибки государственного костюмчика? С миру по нитке собрано? И ничего, что тюбетейку перепутали? Ничего, что такового всего в нашей государственной реальности не бывает? И непременно должен быть мужчина в тюбетейке. Это русское издевательство - вот эти две косички и, обычно, тюбетейка. И все - считается, что Восток уже охватили. У меня крупная просьба, когда вы пытаетесь снять что-то историческое, не поленитесь отыскать 1-го этнографа, он для вас произнесет, что этот костюмчик отсюда, а этот оттуда. Тогда и вы будете сами себя до конца уважать”.
Сейчас критике подвергаются как негосударственные студии, так и Национальное Агентство “Узбеккино”. Но, невзирая на имеющиеся разногласия, цель у обеих сторон одна - поднять качество узбекского кино, сделать его нужным посреди российских зрителей и конкурентоспособным в мировой киноиндустрии.
“Фестиваль „Золотой гепард“ и Ежегодная церемония вручения номинаций в области музыки, теле- и видеоарта M&ТVA, - выделила Гульнара, - постоянно чрезвычайно отлично демонстрируют, что происходит на рынке и из чего же выбирать. Но нет кинофильмов, которые могут представлять родину, чтоб это было конкурентоспособным… И на данный момент перед нами стоит задачка поднять уровень узбекского кино”.
Со собственной стороны представители негосударственных киностудий обозначили ряд сложностей, которые, на их взор, препятствуют тому, чтоб киноленты снимались на соответственном уровне. А именно было отмечено, что за крайние 2 месяца из-за отсутствия утвержденных сценариев большая часть режиссеров, операторов, сценаристов и актеров, участвующих в съемочном процессе, остались без работы, а означает без заработка, нужного для содержания семей.
Режиссер Дурдона Туляганова поведала, что по прошествии 1,5 месяцев опосля окончания производства и сдачи готового кинофильма, ею было получено положительное заключение художественного совета НА “Узбеккино” о выдаче прокатного удостоверения (ГРПУ). Но в день подписания ГРПУ в его выдаче было отказано, хотя у режиссера уже имелись все нужные подготовительные документы: разрешение на съемки кинофильма, ранее приобретенное в установленном порядке, также подписанное решение художественного совета НА “Узбеккино”, датированное 3 мая 2013 года, о выдаче прокатного удостоверения. Лишь опосля первой встречи представителей негосударственных киностудий во Дворце творчества молодежи 20 мая 2013 года, этот вопросец удалось урегулировать, и Прокатное удостоверение в одностороннем уведомлении было вручено Дурдоне Тулягановой. Но есть и остальные режиссеры, такие как выступившие на собрании Зебо Наврузова, Джахонгир Ахмедов и остальные, вопросцы которых до этого времени остались без ответа.
В процессе дискуссий было выражено мировоззрение о том, что из-за отсутствия установленного порядка утверждения кинофильмов и сценариев, отказы либо претензии членов комиссии по тем либо другим моментам остаются часто неаргументированными и необоснованными. Тем паче, что без точной формулировки претензий создатели кинофильмов либо сценариев не имеют представления о том, что им нужно доработать либо переработать. К тому же нет определенных сроков доработки и повторной подачи кинофильма либо сценария на утверждение. Все это, как отметила Гульнара Каримова, поднимает вопросец о компетентности комиссии, утверждающей киноленты и выдающей прокатное удостоверение: “Нет транспарентности в принятии решений, создается воспоминание, что на решение комиссии может воздействовать просто нехорошее настроение либо нехорошее отношение к создателю кинофильма”.
Как можно было осознать из дискуссии, много возмущения вызывают случаи, когда комиссия воспринимает единогласное решение по утверждению кинофильмов, создателями которых являются родственники тех либо других членов комиссии.
На нынешний день художественный совет НА “Узбеккино” состоит из представителей муниципальных органов. Участники собрания предложили включить в его состав и представителей негосударственных киностудий, заслуженных деятелей кино, экспертов, народных артистов, в целом, представителей творческой интеллигенции, чтоб обеспечить транспарентность и объективность процесса отбора кинофильмов и сценариев, обсуждения вопросцев развития кино. В целях развития сотрудничества и взаимопонимания, объединения усилий на пути к общей цели, предложения и требования были адресованы к обеим сторонам - как к художественному совету НА “Узбеккино”, так и коммерческим киностудиям. К примеру, было предложено создать официальные положения для систематизации процесса утверждения сценариев, производства, одобрения и проката российских кинофильмов; верно найти требования к таковым моментам, как сроки утверждения кинофильмов, сроки выдачи прокатного удостоверения и сроки производства кинофильмов, качество и уровень технической обработки кинопродукции, соблюдение прав автора на музыку, внедрение сокрытой рекламы в фильмах. При этом было отмечено, что найти сроки рассмотрения, утверждения и принятия этих положений нужно в промежный период, чтоб студии не прерывали свою деятельность во избежание творческих, денежных и кадровых утрат.
В связи с появившейся необходимостью придания прозрачности процессу, связанному с обсуждением сценариев и готовых кинофильмов на Художественном совете НА “Узбеккино”, было предложено завлекать в качестве “публичного творческого совета наблюдателей” представителей от Гильдии создателей и исполнителей Узбекистана, Академии художеств Узбекистана либо же хоть какого другого творческого объединения, от Публичного совета Форума социально ответственных людей, другими словами представителей некий публичной группы, “устозов”, тех, кого все уважают.
Как было отмечено на собрании, данный Совет будет призван способствовать создателям в получении независящей публичной экспертной оценки сценариев и кинофильмов, защите прав автора, улучшении свойства и художественного уровня киноиндустрии, разработке базы данных сценаристов, режиссеров, операторов, художников-постановщиков, композиторов, будет содействовать обмену опытом и организации профориентированных семинаров, тренингов и мастер-классов. В рамках деятельности Совета будет осуществляться разработка предложений по совершенствованию законодательства, касающегося кинематографии и прокатной деятельности кинокомпаний с целью развития негосударственной киноиндустрии в Республике Узбекистан. Таковым образом, Совет, по мнению собравшихся, сумеет стать публичной площадкой для обсуждения текущих вопросцев и многообещающих планов развития узбекского синематографа с учетом богатых синематографических традиций и глобальных тенденций кинобизнеса.
В процессе дискуссий было подчеркнуто, что вопросцам авторского права в процессе производства и предстоящего проката кинофильмов нужно уделять огромное внимание. А именно, не редки случаи, когда в музыкальном сопровождении к фильмам употребляются композиции без соответственного разрешения создателей. Студии не соблюдают положение статьи 15 Закона РУз “О авторском праве и смежных правах”, в каком говорится, что вне зависимости от того, передал либо не передал права композитор, создавший музыкальное произведение для того либо другого кинофильма, он имеет право получать вознаграждение за каждую публичную демонстрацию этого кинофильма.
В заключении Гульнара Каримова выделила, что на данный момент отечественное кино стоит на пороге огромных перемен, и для того, чтоб эти перемены были к лучшему, нужно всем, кто имеет отношение к национальному синематографу, слиться, поддержать предложенные меры, внести свои предложения и идеи. Одним словом, сделать собственный вклад в будущее узбекского синематографа, поднятие уровня которого - основная задачка участников собрания.
По итогам встречи участники подписали Протокол собрания, в каком были изложены все предложения и выводы по результатам дискуссий, и решили объединить усилия для систематизации промышленности кино и сотворения подходящих критерий для его развития.
Улугбек Кадыров, актер: “Я уверен, что перед актерами, режиссерами, сценаристами, всеми, кто хоть каким-то образом связан с миром кино, стоит чрезвычайно много вопросцев, требующих решения и всеобщего обсуждения. Сейчас было сказано, что в узбекском кино много однообразия, есть количество, но нет свойства. Были затронуты самые нездоровые вопросцы, связанные с киноискусством в стране. Правда постоянно горьковатая, все произнесенное преследовало цель улучшить наши киноленты. Слова Гульнары: „мы не сможем заинтриговать никого, пока не будет любопытно нам самим“ - сильно затронули меня. Лично я постоянно за то, чтоб больше проводились такие встречи, дискуссировались трудности, недочеты и заслуги. Лишь так мы сможем сделать наши киноленты лучше и лучше”.
Умид Искандаров, актер: “Гульнара Каримова чрезвычайно правильно отметила, что кино необходимо делать творческой группой. Другими словами один человек не сумеет потянуть обязанности 4 человек. Сейчас 5-6 человек тихо делают кино. И это некорректно. Режиссер должен заниматься режиссурой, он не быть может сразу директором картины. Еще она отметила, что в каждой кинокартине должен быть живописец, в индивидуальности живописец по костюмчикам. Мы должны каждый раз привносить в кино что-то новое, а над сиим необходимо много работать. Однообразные темы надоели зрителю. Ежели каждый человек будет делать свое дело, то мы непременно сумеет сделать наши кинокартины лучше. Я в этом уверен!”.