В рамках программы «Каннская классика» культовая актриса 2-ой половины ХХ века Ким Новак представила новенькому поколению зрителей отреставрированный при помощи цифровых технологий кинофильм Альфреда Хичкока 1958 года «Головокружение».
Работа в этом психическом триллере стала одной из важных в карьере Новак. Роковой блондинке, которую сначала ассоциировали с Мэрилин Монро, приходилось годами биться со студийной системой за то, чтоб играться глубочайшие, чувственно насыщенные роли.
Новак рано покинула Голливуд, но продолжает вести активную жизнь в искусстве, занимаясь живописью и статуей. Воспоминаниями о том, как создавалась киноклассика, актриса поделилась с нашим корреспондентом.
- В этом году вы опять в Каннах опосля долгого отсутствия, какие воспоминания у Вас сохранились о фестивале?
- Помню, тут постоянно была красивая погода, где же она сейчас. (смеется). В первый раз в Канны я приехала в 1955-м, когда вышел кинофильм «Пикник», где я снялась с Уильямом Холденом. Я не соображала французского, но все, кто попадался навстречу и узнавал меня, делали танцевальные па, точь-в-точь как мы в том кинофильме. Таковой был классный прием, понятный без слов.
- Популярность не доставляла для вас дискомфорта?
- Как огласить. В один прекрасный момент я нашла в собственном номере в каннском отеле Карлтон аж 3-х фотографы! Они скрывались под кроватью. Я не шучу. Не представляю, как они там поместились. Сейчас, наверняка, такового бы не случилось.
- Когда вышло «Головокружение», кинофильм, молвят, сначала приняли не чрезвычайно отлично, а сейчас отношение к нему кардинально поменялось и Хичкок сделался одним из самых уважаемых и фаворитных режиссеров ХХ века. Как для вас таковая перемена?
- Понимаете, в моей актерской карьере хватало нехороших рецензий, и Хичкока не постоянно воспринимали, как он того заслуживал. Но мне подфартило, я дожила до признания кинофильма классикой. Вроде бы хотелось, чтоб и Альфред вызнал, как высоко его сейчас ценят…
- Публика Хичкока сейчас полюбила, а те, кто работал с режиссером, иногда жалуются на то, как с ним было тяжело.
- Ничего подобного! У меня с ним не было никаких заморочек. Я вообщем не понимаю, почему нужно предъявлять претензии человеку, когда его уже нет, выясняли бы дела, пока был жив. Но повторяю, у нас были примечательные дела на площадке, Альфред был настоящим джентльменом, корректным и честным с актерами. Он точно знал, что желает, но в то же время давал высказаться и нам, и пристально слушивал. Он отдавал интерпретацию на наше усмотрение, думаю, это лишь нехорошие режиссеры указывают исполнителю, что делать. А отличные разрешают мыслить и собственной головой.
- "Головокружение" - пожалуй, самый известный кинофильм с вашим ролью, вы также цените его выше остальных?
- В Голливуде мне постоянно норовили предложить гламурные роли. Но мне было скучновато играться ординарные нравы. Я по жизни чувственный, экспрессивный человек, и постоянно стремилась к таковым ролям, чтобы можно было полнее выразить свои чувства. Так что мне чрезвычайно нравилась психическая сложность, неоднозначность моей героини в "Головокружении", фактически, там же два вида в одном. Я на данный момент незначительно сожалею о том, что не гонялась наиболее настойчиво за настолько глубокими ролями и растрачивала очень много времени на то, чтобы играться простушек.
- Как вы вообщем попали в актрисы?
- Я никогда не обучалась актерскому мастерству, я обучалась живописи. В один прекрасный момент на каникулах мы с подружкой подрабатывали моделями в рекламе, продавали бытовую технику, ездили по различным городкам и зазывали покупателей. Пели глуповатые песенки в таковых вот смешных шортиках. Мы оказались в Калифорнии, и как выдалось свободное время, решили съездить в Голливуд, поглядеть, как делают кино. Нам представился шанс поучаствовать в массовке, меня увидел агент, и скоро меня взяли в мой 1-ый кинофильм. Все это незапятнанное везение, не успела обернуться, как стала артисткой. Для родителей это стало сюрпризом.
- У вас восточноевропейские корешки?
- Да, мои родные - из Чехии. В этот же год, когда я в первый раз приезжала в Канны, мы с родителями съездили на родину бабушки и дедушки, в Прагу и Пльзень. Это было незабываемо.
- Как случилось, что вы покинули Голливуд, не скучаете ли по работе в кино?
- Я уже говорила, что не совершенно была довольна выбором ролей, но отважиться поменять жизнь посодействовал…пожар. В Калифорнии пожары, как вы понимаете, не таковая уж уникальность. И вот в один прекрасный момент, когда огонь подошел близко к моему голливудскому дому и пришлось выручать имущество, я поглядела на все, что меня окружало, и вдруг поняла: все мои вечерние наряды и драгоценности, атрибуты прекрасной жизни, ничего для меня не значат! А вот мои картины, мое искусство, как и мои домашние питомцы, и есть для меня самое принципиальное. Так что я погрузила в машинку свои холсты и картинки, кошку, птицу, кто там еще у меня в то время жил, и уехала без особенных сожалений. Я вышла замуж за ветеринарного врача, мы приобрели ферму, где разводим лошадок и лам. Еще у меня две собаки. Я написала книжку, продолжаю рисовать, не сижу складя руки. Так что я не какая-нибудь мисс Динсмур из романа Диккенса, которая жалеет себя и сходит с мозга из-за того, что ее бросили и запамятовали. Искусство и поддержка семьи выручает от хоть какой депрессии. Ну и я не уходила из кино насовсем, я просто закончила делать карьеру. Я вплоть до начала 1990-х снималась в фильмах, которые считала себе увлекательными, либо появлялась у тех режиссеров, с которыми хотелось поработать.