Молвят, звучание скрипки Страдивари не спутаешь ни с каким иным. Хотя у каждого инструмента умнейшего итальянца собственный нрав. Вот она - скрипка Страдивари. У меня даже руки дрожат. Держать мне можно лишь так. Великий мастер сделал ее в 1732-м году.
Позднее ей дали имя «Геркулес». Почему, - музыкант Илья Коновалов не знает. Понятно, что на скрипке играл известный бельгийский композитор Эжен Изаи. В 1908-м году в Санкт-Петербурге скрипку украли. Спустя два десятилетия ее отыскали в парижском магазине. Илья играет на данной для нас скрипке уже больше 15-ти лет. И каждый раз удивляется ее звучанию.
Илья Коновалов, концертмейстер Израильского филармонического оркестра: «В зале создается иллюзия, что она сама играет, таковой открытый звук, но это просит огромных усилий, сама она не играет».
За роялем Марк Шавинер. Он тоже наш земляк. Сейчас живет в Израиле, доктор академии музыки. Но даже ему сначала было трудно отыскать общий язык с умнейшей скрипкой.
Марк Шавинер, доктор академии музыки (г.Тель-Авив): «Скрипка чрезвычайно массивная, особенный звук, много обертонов, я даже какое-то время привыкал, репетировал, чтоб я освоился акустически с таковым инвентарем».
Великолепная, проницательная, массивная, мягенькая, гармоничная… В чем неповторимость этих скрипок? Размеры? Пропорции? Особенная древесина? Лак? Акустики, химики, скрипичные профессионалы, музыканты - три столетия пробуют разгадать секрет Страдивари. Неудачно.
Почти все знаменитые скрипки сейчас хранят в музеях под стеклом. Но музыканты против. Дереву нужно вибрировать. Струнный инструмент погибает, ежели на нем не играют. У «Геркулеса», похоже, будет долгая жизнь. Скрипка звучит совершенно. Даже невзирая на волнение музыканта. Илья Коновалов - хоть и именитый скрипач, но признается, в родном городке играет с особенными эмоциями.