Посреди 1970-х комик Грэм Чепмен запамятывает во время шоу в Нью-Йорке реплику и в момент панической атаки переносится поначалу на борт фаллического самолета, а потом в английскую глубинку 1940-х - там будущий соучастник известного «Летающего цирка Монти Пайтона» родился под звуки бомбежки. Воспоминания о частях тел людей на ветвях деревьев сменяются школьными годами в престижном Итоне, а солнечные каникулы в Ницце в действительности оказываются посиделками в машине с родителями под мокрым небом Скарборо. Дальше - Кембридж, который пролетает чередой сексапильно заряженных выходок, и вот уже на экране небритые мортышки из 1960-х. 2-мя из их оказываются сам Чепмен и Джон Клиз, иными - Майкл Пэйлин, Терри Джонс и Эрик Айдл, также примкнувший к ним южноамериканский уклонист по имени Терри Винс Гиллиам.
Все выше перечисленные, не считая Айдла (он рассорился с сотрудниками лет 10 назад из-за мюзикла «Спамалот»), приняли роль в разработке мульта. Сам Чепмен погиб от рака гортани в 1989-м, но за три года до погибели успел записать аудиоверсию книжки, которая вышла в 1980-м и называлась «Автобиография лжеца. Том VI». Этот том, очевидно, был единственным. Глас создателя стал основой.
Клиз вступил в обмен репликами с покойным товарищем через десятилетия. Пэйлин, Джонс и Гиллиам озвучили практически всех, не считая себя, - за их говорит сам рассказчик.
Прожившему всего 48 лет Чепмену было, о чем поведать: он сыграл главные роли в полнометражных фильмах «Житие Брайана по Монти Пайтону» и «Монти Пайтон и Священный Грааль», предложил заменить неисправный тостер на мертвого попугая в знаменитом номере про зоомагазин,
одним из первых людей на английском телевидении открыто объявил о собственной гомосексуальности, назвав себя «буч с трубкой»,
много пил, потом завязал и в целом, как в таковых вариантах молвят, был человеком сложной судьбы.
В оригинале кинофильм именуется «A Liar's Autobiography: The Untrue Story of Monty Python's Graham Chapman», другими словами «Автобиография лжеца: Неподлинная история Грэма Чепмена из Монти Пайтон», но почти все в нем совпадает с биографией настоящей. Вообщем, общеизвестное тут сообщается мимоходом, а излагаемая версия жизни прокручивается в калейдоскопе: над чехардой эпизодов поработали 14 студий, каждый фрагмент изготовлен заного.
Аппликация сменяется рисованной анимацей, акварель - анилином, куколки - трехмерными компьютерными моделями.
Молодого героя уносит из машинки в воображаемый воздушный бой, в каком находятся с элементы гомоэротических фантазий. Сон, в свою очередь, становится поводом для лекции Зигмунда Фрейда, согласно которой мужская компания летчиков, заевший пулемет и побег от «фокке-вульфов» (кукольный создатель психоанализа произносит это заглавие голосом Кэмерон Диас так, что в нем слышится f***-wolf) свидетельствуют о том, что
мужским подсознанием заведует одержимость навигацией.
1-ый сексапильный опыт с женщиной, потом с юношей и остальные школьные радости в спектре от похода в бордель и общения с раскованным педагогом из Франции до эякуляции на торжественный тортик проматываются за неполную минутку:
«Всякое детство похоже на другое», - заявляет создатель, высмеивая фрейдовское учение, и переключается на Кембридж.
Потом совершает бросок к счастливым испанским каникулам, вспоминает каминг-аут вечеринку, зовет в гости Оскара Уайлда (тот отвечает голосом Стивена Фрая). В некий момент к двери кидается Чепмен мультипликационный, а в последующий кадр вбегает уже реальный, чтоб посетовать на нежданно пристрастный допрос и услышать великую монтипайтоновскую фразу:
«Никто не ожидал испанской инквизиции!».
Картина, как и жизнь, выходит неровная и прогнозируемо буксует поближе к финалу на морализаторской части про борьбу с алкоголизмом, но смешного память сохраняет больше. К примеру, научно обставленное понимание собственных сексапильных предпочтений: студент-медик Грэм ставит опыт в публичном транспорте, пытаясь честно отвечать на вопросец, с кем из встреченных пассажиров он предпочел бы отправиться в кровать. Убедительную победу одерживают представители мужского пола.
Что не помешает лирическому герою пробудиться годы спустя в Беверли-Хиллз среди алкогольного загула и приглашать поклонниц в номер одну за иной.
Чепмен ценил чрезмерность и бред, обожал шокировать публику и отторгал «неплохой вкус», как напомнил его соратник Клиз в памятной речи на поминальной церемонии. Ее фрагментом создатели завершают кинофильм, и пусть происходящее на экране даже в самые ударные моменты навряд ли способно серьезно шокировать кого-нибудь сейчас, но, позаимствуем шуточку у героя, что может ужаснее, чем же не самая выдающаяся встреча с Грэмом Чепменом? Ее отсутствие.
Создатель: Владимир Лященко