Кыргызстан в последующем году покажет больше кинофильмов в Нью-Йорке

Римейк кинофильма "Сочувствие государю Месть" снимут в Голливуде

"Крамбамбуля" выступит в "Дудутках"

Погиб Отто Мюль


Отто Мюль был старше других патриархов венского акционизма - Гюнтера Бруса, Германа Нитша и Рудольфа Шварцкоглера. Разница в 13-15 лет оказалась роковой: в 1943-м ему исполнилось 18, его призвали в армию, он дослужился до лейтенанта, участвовал в пришествии в Арденнах и чуть избежал русского плена. Отпрыск умеренного бургенландского учителя, опосля войны он собирался продолжить династию: выучился на педагога германского и истории, но более одного года в школе не продержался. Поступил в Венскую академию художеств - снова же на педагогическое отделение - и опосля лет 10 занимался арт-терапией со страдающими нервными болезнями детками. Знакомство с Брусом и Нитшем, тогда мальчишками, не имевшими за плечами военного опыта, перевернуло его жизнь снова.

Предчувствие студенческой революции чуть ощущалось в затхлом воздухе Вены, консервативной, провинциальной и добропорядочной, загнавшей воспоминания о нацистском прошедшем в глубочайшее подсознание. Первой уловив грозовые предвестья, банда венских акционистов принялась разряжать буржуазную атмосферу провокационными акциями в спектре от дадаистских выходок до языческих мистерий, испытывая на крепкость лицемерие и ханжество граждан. Ведь Вена была очень толстокожа, чтоб ощутить уколы ножика, дырявящего покрытый краской в манере информель холст: Мюль и его новейшие друзья соображали, что с живописью пора завязывать. В 1962-м он уже участвовал в трехдневной акции «Кровавый орган». В 1963-м был в первый раз арестован на две недельки за буйства на «Праздничке психофизического натурализма», в процессе которого на головы случайной публики из окна полетел буфет, набитый мукой и вареньем. А в 1968-м получил собственный 1-ый срок: сел в тюрьму на два месяца за роль в знаменитой акции «Искусство и революция» в Венском институте - количество пощечин публичному вкусу, розданных тогда веселой компанией, сопровождавшей свою публичную лекцию мастурбацией и дефекацией, в том числе на австрийский флаг, переполнило публичное терпение.

Первопроходчик кураторства Харальд Зееман, выставки documenta, движение Fluxus - Мюль тоже был полон решимости стереть границу меж жизнью и искусством, но акции как форма, быстро ставшая фестивально-выставочной, а следовательно, буржуазной, его наиболее не устраивали. Оставив вакханалии своим наиболее молодым подельникам, Мюль возвратился к живописи и вплоть до самой погибели продолжал экспериментировать с различными техниками экспрессионистского письма и коллажирования, каковые время от времени подкреплял еще одним разбойническим, анархистским манифестом. Но это было не основное: в 1970-м он основал в Вене не то коммуну, не то секту, позднее названную Aktionsanalytische Organisation (Акционно-аналитическая организация; AAO), где был проведен его самый конкретный художественно-педагогический опыт в области жизнестроительства и выкармливания новейшего, полностью раскованного, естественного, как зверек, человека. Опыт по полному пересозданию человека и общества - фронтовика Мюля, видавшего различные формы тоталитаризма в лицо, не стращали тоталитарные утопии. Помещавшаяся сначала в Вене на Пратерштрассе, а потом переехавшая в городок Фридрихсхоф, ААО зиждилась на принципах вольной любви, общей принадлежности и коллективного воспитания малышей без предрассудков. В золотые годы (середина 1980-х) она насчитывала порядка 700 человек. Но в 1991-м коммунизму пришел конец - ААО распалась, а основоположник сел в тюрьму на семь лет по обвинениям в педофилии и нелегальном обороте наркотиков. Закон смирился со почти всеми завоеваниями венских акционистов, но сексапильное раскрепощение до первобытного состояния все таки преследовалось уголовным кодексом. Все обвинения Отто Мюль отторг, отказался просить прощения и каяться, в заключении рисовал, писал картины и придумывал «Письма из тюрьмы». А выйдя на свободу, уехал из Австрии в Португалию, где вновь поселился в коммуне живописцев.

Он был обижен на родину - родина была обижена на него. Да, в 1998-м Мюля пригласили в Бургтеатр читать со сцены его «письма из мертвого дома» и устроили выставку тюремных работ в Музее прикладного искусства (МАК). Но зато на ретроспективе к 100-летию Сецессиона в том же 1998-м мюлевская картина-коллаж «Keinen Keks heute», в карикатурном виде изображавшая вселенскую политическую оргию, подверглась атаке вандала, узревшего в ней порнуху. Начался суд, и политический памфлет запретили выставлять в Австрии - решение удалось оспорить только 10 лет спустя в Европейском суде по правам человека, когда Мюля уже рвали на части Лувр и MoMA и совершенно недолго оставалось до открытия Музея венского акционизма в злосчастном Фридрихсхофе. Все это время огромную поддержку художнику в Австрии оказывал мятежный директор МАК Петер Невер, со скандалом уволившийся два года назад. Поколение бунтовщиков не без предпосылки равномерно уходит.

Анна Толстова






Медведев по совету Путина воспринимает по утрам контрастный душ

Канаева выйдет замуж в июне


Copyright © 2013 О шоу-бизнесе и не только. Poryvisto.ru. All Rights Reserved.