На пресс-конференции 79-летний режиссер много шутил, говорил, что каннский приз для него не в новинку, и признался, что со времен собственного первого кинофильма «Ножик в воде» грезил снять историю, разыгранную лишь 2-мя актерами.
Камерная комедия Полански с садомазохистским уклоном «Венера в мехах» (La Venus a la Fourrure) ведает о режиссере Тома Новачеке (Матье Амальрик), который неудачно пробует отыскать пригодную актрису для новейшей постановки произведения Захера-Мазоха в парижском театре. Кастинг не задался, Тома в отчаянии звонит собственной жене и уже собирается домой, как на пороге театре возникает решительная Ванда (Эмманюэль Сенье, супруга режиссера) в экстремально маленьком кожаном костюмчике и чулках. В Ванде все есть, что так терпеть не может Тома: вульгарность, непристойность и грубая простота. Но как Ванда заходит в роль, она преображается до неузнаваемости. Кажется, что Тома уже сделал собственный выбор, но вопросец лишь в том, к чему он приведет…
Сценарий и актеры
«Я прочел пьесу Айвза всего годом ранее - как раз приезжал на Каннский фестиваля на показ отреставрированной версии “Тэсс”, и мой агент отдал мне этот текст. Вялый, я возвратился в собственный номер, начал читать эту пьесу и помыслил: “Вправду, это мое!”. Текст был так забавнй, что невзирая на вялость, я смеялся безумно. Там были куски, в каких драматичность перебегает в сарказм. И я незамедлительно решил переработать пьесу для кинофильма», - поведал Полански.
«Во-1-х, так как это была роскошная партия для Эмманюэль (Сенье), и мы как раз говорили с ней о том, что нужно опять повторить работу вкупе. И во-2-х, там была красивая партия для актера-мужчины. Я сходу решил изобразить это все в театре, может быть поэтому, что я сам из театра. Театральное творчество - другое измерение, принципиальная атмосфера», - объяснил режиссер, добавив, что при работе над сценарием, в принципе, «адаптировал Захера-Мазоха под себя и снял это».
Не считая того, кинофильм, как объяснил Полански, о женщинах, которые с течением времени стали больше доминировать над мужчинами. «Мне не чрезвычайно нравится, что на данный момент дамам уже даже не принято дарить цветочки. Они стали наиболее мужественными и совершенно утратили романтизм», - пожаловался режиссер.
Сценарий кинофильма «Венера в мехах» был написан в октябре, а в декабре группа уже приступила к съемкам. Стремительный темп работы, как призналась Сенье, нисколечко ее не смущал, единственная сложность заключалась в том, что было надо быстро выучить текст сценария.
Но ежели исполнительница роли Ванды была известна сходу, то над исполнителем мужской роли Полански задумывался подольше. С Амальриком режиссера, кстати, познакомил сегодняшний председатель жюри основного конкурса Стивен Спилберг.
«Амальрик - великолепный актер, к тому же и сам он режиссер, так что все осознает. Он благородный, интеллигентный и правильного возраста. У него были все шансы, чтоб сделать удачной эту роль», - сказал Полански.
Сам Амальрик признался, что издавна грезил поработать с Полански и с радостью согласился на этот проект. В «Венере в мехах» Амальрик чрезвычайно припоминает юного Полански, и это сходство отметили почти все журналисты.
«Моя мать приедет на премьеру (она состоится вечерком), может произнесет, как так вышло, что я похож на Полански», - пошутил Амальрик, но позже объяснил, что его бабушка - тоже еврейская полячка из Кракова, так что, может быть, сиим и разъясняется сходство с Полански, который родился во Франции в еврейской семье выходцев из Польши.
Но больше всех на пресс-конференции шутил сам Полански. Когда ему задавали очередной вопросец, он признался: «Понимаете, я здесь не чрезвычайно понимаю, с какой стороны идет звук - все рассеивается и такое чувство, что вопросцы про этот кинофильм мне задает сам Господь Бог», - произнес он, засмеявшись.
Чувство юмора Полански пробовал сохранить и в ответе на вопросцы о доминирующей роли режиссера на съемочной площадке: «Естественно, естественно, я доминирую и кричу актерам: Хватит жаловаться!» Но композитор кинофильма Александр Депла произнес, что работать с Полански чрезвычайно забавно и просто. «Не порти мою репутацию», - строго прервал режиссер, после этого вся съемочная группа засмеялась.
Вообщем, и к наградам Каннского фестиваля Полански с возрастом научился относиться с юмором.
«Заслуги Канн - это так же трудно, как квантовая физика. Я вообщем сюда приехал, чтоб люди меня пофотографировали, на вас вот поглядеть, побеседовать, здесь посидеть. Я в первый раз приехал в Канн еще студентом. Позже привез уже в конкурс кинофильм “Жилец” (1976). Он был очень плохо принят, получил нехорошую критику. Я расстроился, но позже презентовал в Канне собственного “Пианиста” (2002), и сходу опосля премьеры уехал. А они звали меня обратно. Я спрашивал: “Ну что вы сможете мне отдать? Приз за режиссуру? Ну я и так знаю, что умею делать кино”, - вспомнил Полански, но за “Пианиста” он тогда получил “Золотую пальмовую ветвь”.