О чем
Кинофильм ведает вымышленную историю затерявшегося в космосе русского астронавта, который, возвратившись на Землю, не находит тут ни души. Оставшись наедине с собой, он безизбежно оглядывается назад, в прошедшее, пытаясь осмыслить свою жизнь и осознать, что в ней было вправду принципиального. При всем этом в картине есть документальная база - дневники генерала-полковника Николая Каманина, управляющего отбором и подготовкой первых астронавтов, в каких он ведает о русской Лунной програмке. Умопомрачительный сюжет кинофильма вырос из мифа, пущенного итальянскими журналистами и бытовавшего во времена прохладной войны: типо российские запускают астронавтов в космос не возвращают обратно на Землю, так как для этого еще не найден метод. Эта линия переплетается с запутанной историей любовного треугольника.
Трейлер кинофильма «Астронавт»
Краудфандинг и трансмедиа
У кинофильма «Астронавт» наиболее 5000 сопродюсеров - им считается каждый, кто вложил в его создание как минимум 2 евро. Взамен продюсер получает упоминание в титрах (создатели обещают побить мировой рекорд по длине титров), памятный сувенир и чувство причастности к большому и прекрасному миру кино. Также, в зависимости от суммы роли, доступ к доп продуктам, которые расширяют зрительский опыт. К ним относятся мобильные приложения, печатные издания, документальные киноленты, конкурсы, игры - одним словом, все, что каким-то образом дополняет нравы героев, ведает о кинофильме и эре. Очевидно, приобрести их может хоть какой желающий, не только лишь продюсер. Эта система именуется трансмедиа, конкретно она, убеждены создатели, поможет им не только лишь окупить проект, да и получить прибыль.
Мысль проста: стоимость цифровой копии сейчас равна нулю, и юзеры не готовы за нее платить. А вот за неповторимый опыт, воспоминание либо доп информацию - готовы. И все это создатели с радостью предоставят: значок либо футболку на память, книжку, диск. Их стоимость сравнима со стоимостью билета в кинозал, а охват аудитории еще шире, разъясняет исполнительный продюсер проекта с русской стороны Юлия Блатун: «Количество экранов в кинозалах ограничено, тем паче для артхаусного кинофильма, в вебе же кинофильм потенциально поглядят в разы больше людей, просто так как безвозмездно. И ежели даже маленькая часть зрителей заинтересуется и захотит приобрести что-то из товаров трансмедиа, мы как минимум должны окупиться».
Creative Commons: стать соавтором
«Астронавт» употребляет альтернативную копирайту лицензию Creative Commons, которая разрешает не только лишь копировать, да и редактировать по собственному усмотрению любые элементы, будь то изображение, звуковая дорожка либо сценарий, и делиться плодами с друзьями. Единственное условие - некоммерческое внедрение новейшего продукта, сделанного на базе оригинала. Таковым образом, лицензия Creative Commons также расширяет потенциальную аудиторию кинофильма.
Организовать собственный кинопоказ
Хоть какой желающий может организовать премьеру 14 мая либо кинопоказ в хоть какой иной день на своей площадке. Для этого довольно навести создателям кинофильма обычную заявку с указанием формата (просто показ, обсуждение, вечеринка) и технических требований (цифровая копия, DVD, пленка, интернет-версия). При всем этом расходы организатор берет на себя, а половину дохода, ежели идет речь о коммерческом показе, дает создателям.
Два больших показа в день премьеры состоятся в Мадриде и Барселоне, где кинофильм выйдет сразу на 6 экранах. Зрители вольны оплатить лишь кинопоказ либо же заплатить чуток больше и принять роль в афтепати и остальных событиях, в том числе в лотерейном розыгрыше космического скафандра, использованного в кинофильме.
«Фантастические происшествия - это только повод для разговора о человеке»
Николас Алкала, режиссер кинофильма «Астронавт»
- Вначале вы собирались снимать короткометражку, в итоге вышел не только лишь полнометражный кинофильм, да и масштабный мультимедийный проект. Как развивалась мысль?
- Все началось с того, что мой друг Бруно прислал мне книжку с историей о пропавшем астронавте. Я стал копать далее - наткнулся на несколько схожих легенд. Что меня завлекло в их, так это сюжет о полной потере связи с Землей. Я ощущал, что это может стать прелестной основой для хоть какой истории. Я начал изучить тему космической гонки и Лунной программы - сначала с русской стороны: на Западе почти все понятно о американской програмке, а вот русская по большей части остается terra incognita. Я все поглубже погружался в тему, равномерно стал вырисовываться сценарий. Поначалу он строился вокруг 3-х выдуманных персонажей, позже я решил добавить исторической фактуры, расположил их в настоящий мир.
- Почему вы избрали жанр научной фантастики для собственного кинофильма?
- Мне кажется, научная фантастика - один из наилучших жанров по одной обычный причине: он концентрируется на человечьих чувствах. Я тут не говорю о бестселлерах, где основное зрелищность. Профессиональных писателей-фантастов, таковых как Станислав Лем либо Артур Чарльз Кларк, интересует сначала человек, не принципиально, где он находится: на Марсе, в открытом космосе либо кое-где еще. Так и для меня фантастические происшествия - это только повод для разговора о человеке. Но это не означает, что я сейчас всю жизнь буду снимать научную фантастику. Для меня первична история, мне увлекательны другие, неклассические формы нарратива.
- Я знаю, что вы большой фанат Андрея Тарковского. Повлияла ли его эстетика наш ваш кинофильм?
- Тарковский перевернул мое представление о кино. Ни один из остальных не плохих либо даже великих режиссеров, которых я смотрел до него, не вызывал во мне таковых эмоций. Пожалуй, основное в его фильмах - это жизнь, которую он привносит в картину, и ярко выраженное присутствие режиссера. Его личность, его внутренний мир появляются в каждом кадре. В этом смысле «Астронавт» употребляет его способ. Во всем - от выстраивания отношений меж персонажами, до работы с кадром. Естественно, сейчас чрезвычайно тяжело снять кинофильм, близкий по духу Тарковскому, но в нашей картине его влияние чрезвычайно приметно, в особенности его поздних работ.
- Мощная чувственная, личностная вовлеченность в кино, как у Тарковского, - достаточно тяжкий психический груз. Как вы ощущали такую вовлеченность? Тяжело было?
- Думаю, это было самое сложное время в моей жизни. Сложнее всего оказалось кооперировать творческую часть работы с организационной, продюсерской, повсевременно переключаясь с 1-го на другое. 1-ая просит еще большей концентрации, душевных издержек - живописец должен не попросту открыться миру, но стать уязвимым, чего же не может дозволить для себя менеджер, который полагается на рацио и логику. Потому иногда, когда необходимо было сосредоточиться на сценарии либо съемках, от этого «внутреннего продюсера» было чрезвычайно трудно избавиться.
астронавт
- По каким аспектам вы подбирали актеров?
- Что касается исполнителей 3-х основных ролей, я просто увидел и влюбился в их. Сообразил, что они - мои персонажи. Это мой 1-ый кинофильм, и я знал, что буду чрезвычайно много работать с актерами. Я осознавал, что, во-1-х, они должны быть чрезвычайно проф, а во-2-х, в чем либо схожими на моих героев. Другими словами мне хотелось, чтоб они просто были самими собой, но в предлагаемых обстоятельствах.
- Вы не ощущали, что вступаете на зыбкую почву, снимая кинофильм в реалиях Русского Союза, о людях, о жизни которых вы не много что понимаете? Были какие-то сомнения?
- Да, колебаний было много. Невзирая на то, что я серьезно опустился в тему, много читал, пару раз приезжал в Россию, встречался с астронавтами в Звездном городе, в некий момент я сообразил, что полного, окончательного познания не быть может в принципе. Думаю, есть два типа режиссеров: одни говорят истории, которые знают, они укоренены в местной почве; остальные - космополиты, которые употребляют незнакомую им среду, чтоб поведать историю под определенным углом, чужая фактура становится в данном случае художественным приемом. Так, любовная история в кино быть может рассказом о том, что ты сам пережил, а может - твоим представлением о отношениях меж людьми.
Я много путешествовал, был Африке, Южной и Северной Америке. Когда же приехал в Россию, то в первый раз в жизни ощутил что тут совсем иная культура, иной тип мышления и чувство жизни. Это достаточно тяжело разъяснить: в Европе, Южной и Северной Америке люди мыслят более-менее идиентично, в Рф все по-другому. Мне казалось, что я встретил что-то такое, что я никогда не смогу осознать до конца - как раз то, чем проникнуты киноленты Тарковского. Тогда и я решил сдаться - снять свою свою историю. Не знаю, может быть, российские произнесут, что это западный взор на их культуру, что я многого не понимаю.
- Что касается зрительного ряда, операторской работы - какое изображение вы желали получить?
- Качество изображения было для меня очень принципиальным. С оператором я работал уже лет 6, а оператора-постановщика отыскал не сходу - мне нужен был человек, который бы делил мое видение. Еще мне чрезвычайно подфартило с художником-постановщиком, его посодействовала отыскать латвийская студия, с которой мы работали. Он умопомрачительный человек - при маленьком бюджете сумел сделать великолепно реалистичные декорации Рф 1970-х годов. Чтоб получить необходимое изображение, мы также прибегали к различного рода техническим уловкам, к примеру, некие сцены снимали, направив свет в камеру, - что мало размывает изображение. В отдельных сценах мы снимали на фоне мутных зеркал. Все это дает типичный ретро-эффект и чувство погружения в прошедшее.
- Вы пару раз переписывали сценарий, в том числе во время съемок. Что не устраивало в каждой предшествующей версии?
- Сценарий не был для меня каноном, от которого нельзя отойти. Быстрее, это была путеводная нить, задающая направление истории, которую я желал поведать. С самого начала я знал, что дам актерам огромную свободу, возможность импровизировать, добавлять что-то от себя. А вообщем сценарий изменялся по различным причинам, как в процессе развития художественного плана, нравов персонажей, так и в силу каких-либо технических либо денежных заморочек во время съемок. Бывало, что в процессе я осознавал, что отпадает необходимость в тех либо других сценах. На эволюцию персонажей воздействовали и людские дела меж актерами вне съемочной площадки. Такие вещи нельзя предвидеть, но они добавляют красок их персонажам, делают их наиболее сложными. Думаю, режиссер должен быть чрезвычайно проницательным и открытым к тому, что происходит вокруг него, с людьми, с которыми он работает, чувствовать атмосферу перед камерой и приспособиться к ней. Тарковский это умел. И это очередной из принципиальных принципов, которому я у него научился.
Астронавт О Рф без «клюквы»
Юлия Блатун, координатор проекта с русской стороны
О начале проекта
- Когда проект начинался, я была студенткой факультета интернациональной журналистики МГИМО. Я и моя подруга Маша выиграли грант на обучение в мадридском институте Комплутенсе. И мы сходу так увлеклись действием обучения там, что по прошествии пары месяцев учебы толком ни с кем даже не сдружились. Для знакомства мы решили устроить российский ужин. Незадолго ранее на курсах фотомастерства я познакомилась с Николасом и Бруно. Выяснилось, что они работают над одним проектом, связанным с Россией. Они попросили меня посодействовать с переводом текста на российский язык. Я их пригласила к нам на ужин. Ребята пришли и привели с собой друзей. Тем вечерком у нас дома была таковая богемная атмосфера!.. За столом, где мы лепили пельмени, собрались будущие и уже работающие сценаристы, кинорежиссеры, писатели, политологи. Меж делом они ведали о собственной «чокнутой» идее снять малометражный кинофильм о затерявшемся в космосе русском астронавте. Сделать это они желали на средства, собранные с миру по копейке. Для этого ребятам нужна была поддержка русского посольства - просто словестно, - чтоб они могли далее связываться с русскими структурами. Нам всем мысль приглянулась, так все и закрутилось.
О правде жизни и черном рынке скафандров
- Нередко кинокартины иностранных режиссеров о Рф - полнейшая «клюква». Я считала себя обязанной не допустить этого и посодействовать ребятам сделать так, чтоб кинофильм был правдивым, невзирая на то что в его базе лежит легенда. Мы сделали все, что могли: отыскали истинные вещи, одежду той эры, организовали съемки. По радостному совпадению Машин папа военный - он и прислал в Мадрид военную форму. Я занималась поиском скафандра, это целая детективная история! Приходилось связываться и с «сероватым», и с «черным» рынком. Как нам объяснили в Звездном городе, все скафандры, будь то тренировочные либо рабочие, опосля использования утилизируются, некие передаются в музеи, но ценность представляют только те из их, которые надевали астронавты первого, второго и третьего эшелонов. Все скафандры шились и шьются под определенного человека. Делать копию скафандра мы не желали, хотя могли: у нас работает чрезвычайно не плохая команда костюмеров.
У неких астронавтов в личной коллекции остались собственные скафандры (это, правда, редчайшие случаи). К тому же у нас была доборная неувязка - чрезвычайно высочайший основной герой. А в 1960-х годах астронавты были в большей степени низкого роста, что было соединено с определенными техническими требованиями.
Мы стали мыслить, как достать реальный скафандр. Начали с туристских рынков, где можно было отыскать космическую атрибутику. Торговцы по цепочке передавали нас различным людям, так либо по другому связанным с данной для нас темой. Опосля длительных поисков нам удалось раздобыть два костюмчика, при этом по стоимости в 10-ки раз дешевле, чем, скажем, на аукционе Sotheby’s, где они стоят от 40 до 100 тыс. баксов.
В кинофильме вы увидите, что основной герой одет в скафандр оранжевого цвета. Вначале такие костюмчики были разработаны для скоростных полетов на сверхзвуковых самолетах. Позднее их приспособили для полетов в космос. В таком был и Юрий Гагарин во время собственного первого космического полета.
О съемках
Снимали кинофильм в Рф, Латвии и Испании. В Рф повсевременно появлялись какие-то трудности, основным образом бюрократические, что не позволило, к примеру, организовать полномасштабные съемки в Звездном городе, как планировалось вначале. Тем более мы сняли там несколько добротных планов. Тогдашний мэр Звездного города Николай Рыбкин нас чрезвычайно поддержал. Съемки в Звездном городе для нас были чрезвычайно важны: это место, которое совсем не поменялось с 1960-х годов - те же дорожки, та же плитка, ни рекламы, ни магазинов.
Возвращение астронавта на Землю мы снимали на одном из подмосковных аэродромов. В Подмосковье мы случаем нашли чрезвычайно живописную заброшенную церковь, как как будто из кинофильма Андрея Тарковского. Эти съемки у церкви были большой синематографической фортуной. Представьте для себя: 1 апреля, снега в Подмосковье еще по пояс, но уже капель и колоритное солнце. Ты входишь в этот храм и как как будто попадаешь в другое измерение - в ту параллельную действительность, в какой оказался вернувшийся на опустевшую Землю астронавт.
Астронавт
Карола Родригес, исполнительный продюсер
Это было настоящее безумие, но было здорово. «Астронавт» - мой 1-ый опыт кинопродюсирования, и думаю, о лучшем я не могла грезить.
Пожалуй, наилучший момент связан со съемками в Латвии, на даче Брежнева под Юрмалой, так как нам удалось договориться о этом и день прошел идеально, без единой накладки, что бывало не так нередко. А на съемках сцены приземления астронавта (это было на аэродроме под Москвой) нам предложили прыгнуть с парашютом - и все до 1-го участники съемочной группы прыгнули. Это незабываемое чувство!
Не считая того, во время работы над фильмом у нас сложилось 6 пар и спустя два года 5 из их по-прежнему вкупе.
В то же время у нас было и много проблем, сложностей во время съемок. Мы не раз правили сценарий, так как актеры не соглашались играться ту либо иную сцену. Приходилось поменять на ходу. Сложнее всего было, когда наши планы срывались по не зависящим от нас причинам. Так, когда уже все было готово для съемок в Звездном городе, вдруг выяснилось, что английскому актеру, занятому в съемках, отказали в русской визе. В итоге эти сцены мы обязаны были снимать в Риге.