В первый раз канадцы приехали в Россию на гастроли в 2009 году, но еще еще ранее их скауты - рекрутеры-отборщики - начали ездить сюда в поисках талантов - на спортивные соревнования, на цирковые фестивали.
Один из таковых профессионалов по подбору артистов Дмитрий Беляйков раскрыл РИА Анонсы секреты вербовки в Cirque du Soleil и сказал, чем работа в русском цирке принципиально различается от работы в канадском коллективе. Дмитрий с 1994 по 1998 годы был членом сборной Рф по спортивной акробатике, занимал призовые места на чемпионатах.
В 1998 году он пришел в Cirque du Soleil как артист спектакля Saltimbanco, а в 2006 году перебежал в Отдел кастинга на должность спеца по подбору акробатических талантов. Беседовала Светлана Вовк.
- Дмитрий, вам, наверняка, не тайна, что для русских цирковых Cirque du Soleil как бельмо на глазу. Про вас молвят, что вы всех приобрели: тренеров, спортсменов, из-за вас из Рф уходят таланты…
- У нас в цирке животных нет, так что мы никого не увозим в Монреаль против воли, в клеточках. Люди осознанно делают собственный выбор. Когда человек идет брать машинку - вот стоит «Лада» и стоит «Mercedes», и он выбирает. Тут то же самое. Кстати, чрезвычайно почти все артисты, которых мы бы чрезвычайно желали созидать в нашем цирке, не желают покидать Россию, это их выбор. И мы его уважаем.
- Вы колесите по всему свету в поисках талантов. Неуж-то нет метода проще набирать артистов в Cirque du Soleil?
- Есть различные методы. Артисты, музыканты, танцоры, обычно, присылают видео со своими выступлениями, а позже приезжают на просмотр. Скауты, такие как я, в основном отбирают спортсменов. У нас издавна завязаны дела со всеми спортивными федерациями, тренерами, которые нас интересуют, - в акробатике, спортивной гимнастике, прыжках на батуте, прыжках на дорожке. Мы отслеживаем момент, когда интересующие нас люди окончат спортивную карьеру. Тренер нам докладывает о этом. Бывает, что подписываем договор на работу в цирке еще до того, как спортсмен окончит соревнования.
- Сколько вы так сможете вести человека?
- Чрезвычайно долго. Сейчас, к примеру, опосля Чемпионата Европы, опосля Глобальных игр кончают около 15 акробатов, которые нам увлекательны, - неких из их я вел с 2006 года.
- По каким аспектам отбираете спортсменов для работы в Cirque du Soleil?
- Сначала, по спортивной и технической подготовке. Нас интересует человек, который умеет делать определенный набор трюков и который потенциально может научиться большему. А берет ли он золото либо серебро на соревнованиях - это не принципиально. Часто даже предпочитаем брать спортсменов - не чемпионов. Фавориты чрезвычайно нередко уже перегорели, выложили все свои силы и энергию в спорте, и у их глаза уже не горят.
- Чем заманиваете к для себя людей, не считая солидный зарплат?
- По сути, на данный момент артист, попавший к отличному прокатчику тут, в Рф, будет зарабатывать не меньше, чем у нас. А заманиваем 2-мя вещами. Сначала, тем, что у нас любопытно работать. Это я по для себя знаю. Это не попросту вышел, сделал номер и ушел. Человек, пришедший из спорта в русский цирк, чрезвычайно нередко не перестает себя ощущать спортсменом. Он делает те же трюки. Мы же учим бывших спортсменов плясать, петь, учим артистическому мастерству. Другими словами, делаем из него реального артиста. Понятно, что он не будет Иннокентием Смоктуновским, но свой артистический словарь у него будет. А ощущать себя на сцене артистом - это, поверьте, завораживает. Одно дело - показать свое сальто, для тебя похлопали, и ты уходишь, а другое - когда минутка за минуткой ты привлекаешь внимание публики к для себя.
- А 2-ое, из-за что к для вас охотно идут работать?
- 2-ое - это условия. Я никогда не работал в системе российского цирка, но пересекался с приятелями, которые там работают, в различных странах на гастролях. Они жили в вагончиках и фургонах. Минимум Cirque du Soleil - это четырехзвездочный отель. А для семьи с детками, обычно, снимаются апартаменты. И здесь Cirque du Soleil не идет ни на какие уступки. В 90-х годах почти все русские артисты, поступавшие на работу в Cirque du Soleil, просили: «Дайте мне все средствами, а я буду жить в фургончике». Но цирк никогда не шел на это, не терял марку. Наш артист избалован до крайности. Он занимается лишь работой на сцене. Не хлопочет о переезде, получении визы. Ежели он работает в шапито либо арена-шоу - его подкармливают. Работая в шапито, артист может не издержать ни бакса из собственного кармашка. Он живет в неплохой гостинице. Российский артист должен сшить для себя костюмчик, придумать мейкап, постановку, ежели нет средств на режиссера.
- И, тем более, русские артисты числятся одними из наилучших в мире.
- Русский цирк орет, что российские артисты фаворитные в мире. Исходя из убеждений трюков - я соглашусь, хотя, есть же еще китайский цирк, о нем тоже не стоит забывать. Но исходя из убеждений постановки - нет, не наилучший. Вот поглядите - на соревнования по акробатике собирается еще меньше зрителей, чем на цирковое шоу. Почему? Так как все желают искусства, спектакля, постановки. Да, пусть российский цирк гордится своим четверным сальто. Мы создадим тройное, но создадим так, чтоб на него конкретно в этот момент смотрели 2,5 тыщи человек, конкретно в таком свете, конкретно в таком костюмчике, который подступает под весь антураж.
- А случается так, что человек пришел в Cirque du Soleil, а позже говорит: «Нет, ребята, это не мое»?
- Случается и такое. В особенности нередко так бывает, когда люди приходят в цирк из спорта чрезвычайно рано. К примеру, девушки приходят из акробатики лет в 17. Ранее они живут в замкнутом мире, с 13 лет находятся в команде. А, попав к нам, испытывают чрезвычайно мощный культурный шок, почти все не выдерживают резкого перехода. Но для таковых людей у нас есть особые адаптационные программы.
- У вас многонациональная, многоязычная команда. Не все, наверняка, приходят со познанием британского либо французского. Как они приспосабливаются?
- Разговорный язык у артистов - британский. Не все, приходя к нам, его знают, но у нас есть особые курсы. Так что через год люди, обычно, начинают достаточно свободно разговаривать.
- Дисциплина в спорте строже, чем в цирке. Бывает такое, что прошлый спортсмен срывается, расслабляется, теряет форму?
- Мы переподписываем трудовой договор каждый год. У нас нет таковой системы, как в Росгосцирке, где человек дал свою трудовую книгу и тихо посиживает на зарплате. У нас к концу года можно получить бонус, продлить договор, а можно и ничего не получить и услышать: «Извините, вы не соответствуете нашим аспектам». Так что, форму необходимо держать.
- Вы на данный момент тут на соревнованиях кого-либо присмотрели себе?
- У почти всех тренеров тут такое представление - приехал скаут из Cirque du Soleil, избрал спортсмена, что-то нашептал ему за углом, сманил. По сути, я в основном общаюсь с тренерами, стараюсь сделать так, чтоб тренер сам мне звонил, когда заинтересовавший меня спортсмен будет заканчивать свою спортивную карьеру. Стараюсь пригласить заинтересовавших меня ребят на просмотр до того, как они окончат со спортом. Просмотры проходят каждый год в Рф, на Украине. На просмотрах мы снимаем видео, монтируем клип по 15 минут на каждого спортсмена. Загружаем его в базу данных, где у нас сейчас около 50 тыщ артистов. Система таковая: ежели создается новенькая программа либо необходимы артисты для уже имеющегося шоу, ко мне приходит запрос, что нужен гимнаст такого-то уровня, таковых то наружных данных. Я ищу 5-7 спортсменов в базе, пригодных под эти требования и показываю артистическому директору либо режиссеру с тренером. Они уже выбирают. Лишь после чего людям звонят и дают договор.
- Таковая система лишь у Cirque du Soleil?
- Ни у одной цирковой компании мира нет таковой необходимости в спортсменах, как у нас.
Персонажи шоу Cirque du Soleil, Alegria
- Как же китайский цирк?
- Там есть цирковые школы, где детки обучаются с 5 лет. У нашего цирка нет цирковых школ для деток. Есть таковая школа в Монреале, но у нас с ней просто партнерские дела - мы приезжаем на каждый выпуск.
- Чем вы гордитесь как скаут?
- Отношениями с людьми, которых я, как скаут, привел в Cirque du Soleil. Другими словами, моя работа их отыскать, показать режиссеру, далее наши пути расползаются. Но когда эти люди, уже работая в цирке, подступают ко мне, молвят «спасибо» либо просто приходят поболтать - это чрезвычайно приятно. И очередное достижение, не только лишь мое, да и остальных скаутов - то, что равномерно изменяются дела со спортивными федерациями.
Еще 5 годов назад почти все тренеры на постсоветском пространстве с нами ругались: «Вы у нас забираете спортсменов, это наш хлеб, мы их воспитали, средства, душу в их вложили, платите нам средства». Тогда я задавал обычный вопросец: «Ежели он опосля ухода из спорта идет работать на нефтеперерабатывающий завод, вы же не требуете средств с этого завода».
Таковых дискуссий стало меньше и меньше. Мы устанавливаем отличные дела с федерациями. И это не смотрится так: они нам - спортсменов, мы им - бочонок средств, нет. Мы участвуем в открытиях различных соревнований, привозим свои номера.
Не какой-либо убогий номер, уровня ночного клуба, а вправду отличные номера. Участвуем в различных семинарах, постоянно готовы делиться собственной экспертизой. Мы знаем много таковых вещей, которые в спорте было бы любопытно знать. И в цирке их любопытно знать. К огорчению, нас пока не приглашают на семинары Росгосцирка.